Раскрутка сайта. Пособие для начинающего сайтпромоутера.
Автор (С): Владимир Харченко


Вступление.

Жизнь профессионального сайтпромоутера пролегает в двух измерениях: в реальном, где он беседует с теми, кто хочет раскрутить свой сайт и виртуальном - где он остается на пару с раскручиваемым сайтом и творит-создает ему новую виртуальную многогранную судьбу. Ведь что такое раскрутка? Это виртуальная жизнь сайта, показатель его жизнедеятельности. Стоит лишь только уделить раскрутке слишком мало внимания, и все усилия, затраченные на разработку сайта, пойдут прахом.

Просто удивительно даже, как много прекрасных и интересных сайтов лежат, подобно затонувшим подлодкам, на самом дне различных рейтингов. Особо удивительно то, что владельцами таких сайтов зачастую оказываются коммерческие структуры, имеющие возможность вложить деньги в раскрутку. Но этого не происходит. Почему? Попробуем проанализировать этот вопрос.

Я не случайно начал свой рассказ с того, что в одном из измерений своей профессиональной жизни, сайтпромоутеру необходимо общаться с теми, кто хочет раскрутить свой сайт. Дело в том, что, к сожалению, понятие сайтпромоутинга весьма запутано и сложно для человека со стороны, который до данного дня не погружался в пучины Интернета.

Начало трудного пути...

Поэтому, весьма важным шагом в раскрутке сайта есть объяснение Вашему заказчику, что такое раскрутка и как Вы планируете ее проводить - безусловно второй вопрос должен подаваться в общих деталях - не нужно пугать неспециалиста специфическим сленгом.

Но, весьма важно, с самого начала работы определить общие понятия, согласовать все основные детали плана раскрутки и, в первую очередь,- что ожидает заказчик получить в результате раскрутки.

Иногда мне приходилось отказываться от проведения раскрутки того или иного проекта именно в результате этой предваряющей раскрутку беседе. Причины были различные, но наиболее часто встречалась и встречается следующая - завышенные ожидания Заказчика.

Каждый из проектов имеет свою целевую аудиторию. На развлекательный ресурс легко можно собрать несколько тысяч посетителей в день, но на серьезный ресурс, посвященный той или иной области науки, культуры, искусства, технологии и т.п. такое количество посетителей обеспечить чаще всего невозможно.

Безусловно, утверждая это, я говорю о именно честных посетителях, а не о сгенерированном трафике, цель которого лишь счетчики раскрутить. Честным посетителем в данном случае я называю представителя целевой аудитории или из близкой пересекающейся области. Посетителя, которому интересно содержание данного сайта. Который гарантировано пройдет по сайту больше одной страницы. Который будет заинтересован в сервисах, предоставляемых данным проектом, в том числе и - платных. Или будет заинтересован приобрести продукцию или информацию, предлагаемую данным сайтом.

Поэтому, весьма важно на первом этапе, еще до беседы с заказчиком, определить в общих чертах возможный гарантированный трафик для данного конкретного направления и, при разговоре, опираться на эти цифры.

Проблема номер один - кто виноват, если не получилось?

К сожалению, весьма мало владельцев сайта понимают важность этого этапа. Мы говорили о распространенной завышенности ожиданий владельцев сайта. Они ожидают, что в результате раскрутки на сайт прийдет 10000 человек, а пришло всего 5000. Или даже 500... Кто виноват?

Сайтпромоутер? Не выполнил взятых на себя обязательств?

Дизайнер? Сделал "тяжелый" дизайн. Или неудачное меню. Или не поработал над метатэгами?

Контентщик? Сделал тяжелое, невнятное, затянутое описание предмета? Не правильно расставил смысловые акценты?

Автор идеи? Не изучил рынок? Аналогичных проекты не просмотрел у конкурентов? Не нашел изюминки в подаче?

Кто виноват? Наиболее распространенный вариант - все. В идеале - все понемногу. Но это в идеале. А в жизни, к сожалению, чаще бывает, что виноваты, и даже очень, практически все. Ошибки, проявившиеся только на стадии раскрутки сайта появлялись на каждом из этапов создания сайта. Накапливались, взаимно влияли друг на друга и, в результате, делали невозможным грамотный промоушен сайта.

Рассмотрим пример...

Попробуем рассмотреть пошагово весь жизненный цикл некого абстрактного сайта ZZZ. Безусловно, в таком конкретном деле, как сайтпромоутинг, чисто абстрактных теорий быть не может и не должно быть. Поэтому, наш сайт ZZZ будет хоть и абстрактным, но своими различными параметрами будет пересекаться с самыми конкретными параметрами совершенно конкретных сайтов, которые были раскручены автором и раскручиваются в настоящее время. А абстрактные ситуации, в которые будут попадать Автор, Контенщик, Дизайнер и Сайтпомоутер будут основаны тоже на совершенно конкретных жизненных ситуациях.

Задумка.

Все начинается с идеи. А лучшее время для рождения идеи - ночь. Точнее,- то время перед сном, когда постепенно человек приходит в себя. По дороге в сон. От суеты дневной, от шума и бестолковости многолюдного города,- к тишине и покою. Вот в это время иногда и рождается Мысль. Неожиданная, яркая. Не мысль даже, а целая Идея.Не о том, что нужно создать сайт просвященный своей работе, дабы получать дополнительный заработок, новых клиентов, раскручивать свой имидж;своему любимому хобби, чтобы расширить аудиторию собеседников до размеров земного шара, ограниченную лишь языковыми барьерами. Хоть, впрочем, что нам мешает создать версии на других языках?

Нет, я не о том,- мысль о том, что нужно создать сайт, должна терзать человека с того момента, когда он впервые нырнул в этот прекрасный безбрежный океан под названием Интернет.В данный момент я говорю об Идее - которая пронзила насквозь и осталась в сердце - об Идее КАК СДЕЛАТЬ САЙТ. Безусловно, эта идея еще тысячу раз изменится, обретет новый вид и содержание. Но, все-таки, есть та самая Идея, есть тот самый первый миг, от которого идет отсчет жизни Сайта.

Это осознание того - почему сайт необходимо сделать и чем он будет отличаться от других, возможно аналогичных сайтов, уже проживающих в Сети.

Итак,- почему сайт необходимо сделать.

Вы знаете нечто или умеете делать нечто, что может быть полезным или интересным другим.

Не нужно утруждать себя очередным клонированием того, что уже есть, копируя из других источников, не внося ничего своего. Этот труд обречен. Посетителю всегда более интересен Оригинал, а не Копия. Хотя бы потому, что он, скорее всего, будет обновляться, да и автора всегда можно спросить о том или ином вопросе, связанном с темой сайта.

Поэтому, если вы знаете, чем ваш сайт можете отличаться от аналогичных проектов,- вы уже близки к успеху. Такими отличиями могут быть:
  - более подробное и конкретное исследование вопроса, которому посвящен сайт;
  - постоянное обновление материала;
  - тематическая рассылка, выходящая с периодичностью не реже 2-4 раз в месяц;
  - живой язык повествования;
  - возможность диалога - форум или чат, открытый на сайте;
  - неожиданный ракурс подачи материала.

Это лишь несколько козырных карт, которые вы можете использовать в игре за звание ведущего в своей области сайта. Для того, чобы эти карты сыграли, первым этапом сайтпромоутинга - еще до начала создания сайта - должно быть тщательное изучение текущего материала. Поисковые системы - вот фундамент еще не созданного Вами сайта. Ищите и обрящите, как говорится в мудрой книге.Определите слова, по которым скорее всего будут искать ваш ресурс и проведите с ними поиск - в Яндексе, Рамблере, Гугле - для начала этой информации вполне хватит - проанализируйте ее. Определите сильные и слабые стороны ваших конкурентов.

У вас есть что поставить против ваших конкурентов? Вы знаете как вы можете обойти их?

Если да,- то первый этап проекта, который носит название Идея Проекта, вами пройден. Вы еще не создали сайт, но вы уже начали его раскрутку. Ибо жизнеспособность проекта есть первой необходимой составляющей в его дальнейшей промомобильности - то есть готовности к раскрутке и возможности проведения ее с наиболее высоким коэфициентом эффективности.

Идея. Обдумывание.

После того, как идея о создании своего сайта уже прочно обосновалась в голове - как-никак, вторая ночь уже пошла от ее рождения, - идея начинает постепенно конкретизироваться, воплощаться в свое первое виртуальное воплощение - логически завершенный план реализации. Точнее,- в то, каким будет сайт с точки зрения его содержания и поддержки. На первом уровне необходимо определить - насколько серьезно вы можете подойти к вопросу его создания и наполнения. Возьмем, к примеру, некую тему из области техники, науки или искусства.Есть ли у вас некая уникальная информация, которую вы можете предложить вашему читателю?

Или, может быть, вы обладаете талантом изложить уже известную профессионалам информацию так, что она станет доступной и интересной для большинства?

А может, вы скрупулезно собрали всю существующую информацию в интересующей вас области, структурировали ее и создали наиболее полный справочник в этой области?

Любой из трех перечисленных выше вариантов обречен на успех - в случае дальнейшей раскрутки проекта. Только необходимо сразу учитывать то, что масштабы успеха у разных направлений могут отличаться и весьма. Если трактат с иллюстрациями о дебютных фотосессиях Мерлин Монро будет посещаем тысячами любителей (фотоискусства, кино, эротики, Мерлин и т.п.), даже если язык изложения будет сух и научен, то в случае разработки проекта, посвященного термодинамическим аспектам поведения различных фреоновых смесей в бытовом холодильнике, будьте готовы к тому, что на пике посещаемости к вам будет приходить человек 5-10 в день.

Целевая аудитория.

Кстати, данный пример говорит и о том, что оценивать успешность проекта только по количеству посетителей - не верно в корне. У каждого проекта есть свой пик, свой максимум целевой аудитории.

И если на специализированный сайт приходит 10-20 человек в день, а на развлекательный - 10000-20000, то это, с точки зрения успешности, может не означать абсолютно ничего. Возможно, что эти 10-20 человек специалистов, будут работать на окупаемость вашего проекта значительно больше, чем бесконечный поток случайных прохожих, проходящих через сайт в дальнейшее никуда.

Здесь необходимо сделать некоторые уточнения. Да, сказанное выше верно, но только по отношению к коммерческим сайтам, к сайтам, продающим товар или услуги. Для таких сайтов важнейшим показателем успешной деятельности является Качественная составляющая трафика - то есть, большую часть посетителей данного сайта должны представлять потенциальные покупатели предлагаемого товара.

Коммерческий проект.

Рассмотрим сегодня именно такой сайт, изначально ориентированный на получение прибыли от продажи товаров или услуг, представленных на сайте.

Итак, в случае коммерческого интернет-проекта, наиболее ценным его посетителем является потенциальный покупатель. А таковым является посетитель, который:
  +заинтересован в данном конкретном товаре или услуге;
  +имеет деньги для оплаты данного товара или услуги;
  +имеет техническую возможность оплатить покупку.

Немного о предосторожностях...

Начнем рассмотрение данного перечня с третьего пункта, который, собственно, выходит за рамки понятия трафика, но является весьма важным при создании коммерческого сайта. Напомню, что вся статья посвящена двум составляющим: созданию и раскрутке сайта. Их взаимодействию и взаимодополнению. С этой точки зрения, при создании коммерческого сайта изначально необходимо предусмотреть возможность оплаты посетителем товара.

Казалось бы,- элементарная мысль, но существует множество проектов, где это или не реализовано вообще, либо реализовано неудачно. В дальнейших главах мы подробнее остановимся на существующих способах оплаты через Интернет, таких, как WebMoney, PayCash, e-gold, и, конечно же, кредитная карточка. Поговорим о достоинствах и недостатках каждого из способов, а пока в общих чертах - о грустном. Как и весь Рунет, сервисы оплаты через сеть пока только на стадии становления. И наиболее сложным препятствием для более широкого внедрения их в повсеместное использование является не техническая реализация, а недоверие к самому сервису платежей через Интернет.

С одной стороны, эти опасения, к сожалению, оправданы. Безусловно, виртуальная среда весьма удобна для жуликов, но это беда не Интернета,- сколько миллионов пострадало от участия в различных пирамидах и сомнительных обществах. Опасаться нужно не Сети, а жуликов, будь они в Сети, будь в реальном мире. Да и не только жулики, случаются и финансовые кризисы, когда, казалось бы, надежнейшие банки превращали в ничто многолетние сбережения. Так что, сеть сетью, а жизнь жизнью,- разумная предосторожность всегда пойдет на пользу.

"Заходите, гости дорогие!"

Итак, какой посетитель нам дороже всего? Тот, который может стать покупателем. Следовательно - а, особенно, исходя из первых двух пунктов определения потенциального покупателя,- нам важен ЦЕЛЕВОЙ посетитель. Не тот, который запросто может быть обеспечен многочисленными системами серой раскрутки, и который бесцельно заходит на первую страницу, повышает значение счетчика на бессмысленную единицу и идет далее, другие счетчики крутить. Нет, нам нужен тот посетитель, который придет с целью КУПИТЬ ваш товар.

Вот тут мы и подошли к понятию, что такое "правильная" раскрутка - не количество, а качество. Теперь нам осталось определить, откуда взять такого "качественного" посетителя.

В первую очередь, основным поставщиком целевых посетителей являются поисковые системы. Правда, для того, чтобы этот механизм работал надежно и поставлял посетителей, как хорошо смазанный конвеер, нам необходимо изначально правильно создавать (или, позднее модернизировать) сайт.

Рассмотрим некоторые важные аспекты создания сайтов, "дружелюбных", по отношению к поисковым системам. Рассмотрим самые разные варианты с точки зрения "хорошо или плохо". Что идет на пользу, что во вред. Начнем, как полагается, с самого начала.

Titlte - этому метатэгу нужно уделять особое внимание. Казалось бы,- ясное дело и говорить не о чем - а, на самом деле, большая часть сайтов имеет Titlte абсолютно не работоспособным. Там может находится любая информация, так или иначе касающаяся специфики сайта. А должно находится конкретное и "концентрированное" описание основной сути сайта.

Коротко и ясно. Без литературщины излишней, без рекламы пустой. Именно теми словами, которые вы сами искали бы в поисковике, когда надо было бы найти конкурента или партнера.

Более подробно о мета-тегах можно прочитать в статьях Игоря Бурцева:
1. Keywords для начинающих
2. Способы привлечения поисковых и индексирующих систем на сайт
3. Поисковые запросы 

А также в статье Дэниела Базака "Мета-поиск - лучший друг".

 

Hosted by uCoz