Надеюсь, многие разработчики слышали о принципах юзабилити
веб-сайтов. Последнее время этот вопрос стал актуален для Рунета: регулярно
появляются новые книги, гуру публикуют свои статьи, все это активно обсуждается
в форумах и личных беседах.
То обстоятельство, что несколько лет назад проблема юзабилити стала актуальной
в России, указывает нам как на взросление отрасли в целом, так и на развитость
каждого ее субъекта, будь то заказчик или разработчик.
Основополагающие принципы юзабилити отлично изложены в многочисленных трудах
Якоба Нильсена. Очень рекомендую на досуге ознакомиться с работами этого действительно
авторитетного специалиста. Конечно же нельзя говорить о том, что все принципы
Нильсена могут быть приняты как аксиомы. У каждого специалиста есть собственное
отношение к веб-дизайну, собственный взгляд на проблему.
Однако, я хотел бы поговорить не о конкретных принципах, а об общей концепции
подхода к юзабилити сайтов. Наверняка каждый разработчик старается сделать свою
работу как можно лучше. Современные сайты - это работа не одного-двух человек,
а результат труда команды специалистов. Каждый профессионал при командной работе
бессознательно "тянет одеяло" на себя. Как правило в таких ситуациях
мы получаем однобокость в концепции разработки и не слишком достойный результат:
если преимущество было за дизайнерами, то тяжелый и чрезмерно загруженный дизайн,
если за программистами - сложную логику работы и интерфейс, если за рекламщиком,
то сайт, сделанный в рекламном агентстве, которое специализируется на полиграфии
и с Интернет-реальностью знакомо слабо. Обычно силой ликвидирующей перегибы
является менеджер проекта или представитель заказчика.
И тут я как раз хотел бы сообщить вам главную идею этой статьи: "Независимо
от того, что делает для проекта специалист, он должен думать о потребностях
и желаниях посетителя сайта. Довольный посетитель - это клиент заказчика сайта,
довольный заказчик - повторный клиент компании-разработчика"
Работая над сайтом, девелоперы частенько "закапываются" в собственной
работе до такой степени, что потом удивляются собственной невнимательности.
Все эти огрехи легко объяснимы, попробуйте сами проверить, обращаете ли вы внимание
на текстовый блок, который видите 80-ый раз, проверяя работоспособность соседней
ссылки или вид графического элемента в "шапке" сайта.
Для того, чтобы избежать подобных проблем и существует предварительное планирование
работ. На стадии планирования и создания технического задания обязательно нужно
учесть предпочтения и потребности будущего посетителя.
Я предлагаю действовать в следующей последовательности:
определяем типичные портреты посетителей (с какой целью они посещает сайт, какова их социально-демографическая принадлежность и т.д.)
определяем наиболее вероятные пути прохождения по сайту типичных групп пользователей
формулируем дополнительные требования к техническому заданию и плану работ по разработке сайта
Например, рассмотрим сайт крупной финансовой компании, недавно появившейся
на рынке и известной лишь в узких кругах. Одной из наиболее значительных групп
посетителей, несомненно, будут представители средств массовой информации. Для
данной группы посетителей необходимо обеспечить легкий и понятный доступ к информации
о компании и, главное, к материалам для СМИ. В такой ситуации видимо стоит подумать
о размещении прямой ссылки с главной страницы на раздел пресс-релизов, создании
календаря и архива публикаций, обеспечении легкого доступа к контактной информации
PR-службы. Рассмотрев совокупность требований для каждой группы посетителей
и произведя их анализ, вы сможете разработать сводный перечень требований к
размещению элементов на сайте и порядке их использования.
Конечно же, я привел сильно упрощенный пример рассуждений, но надеюсь, он в
полной мере раскрывает суть рекомендаций, изложенных выше. Быть может эти рекомендации
для многих покажутся тривиальными, но наличие таким образом полученных требований
в техническом задании позволит избежать многих распространенных ошибок.