Побудем в "шкуре" посетителя, или подумаем о юзабилити
Автор: Вадим Сенькин

Надеюсь, многие разработчики слышали о принципах юзабилити веб-сайтов. Последнее время этот вопрос стал актуален для Рунета: регулярно появляются новые книги, гуру публикуют свои статьи, все это активно обсуждается в форумах и личных беседах.

То обстоятельство, что несколько лет назад проблема юзабилити стала актуальной в России, указывает нам как на взросление отрасли в целом, так и на развитость каждого ее субъекта, будь то заказчик или разработчик.

Основополагающие принципы юзабилити отлично изложены в многочисленных трудах Якоба Нильсена. Очень рекомендую на досуге ознакомиться с работами этого действительно авторитетного специалиста. Конечно же нельзя говорить о том, что все принципы Нильсена могут быть приняты как аксиомы. У каждого специалиста есть собственное отношение к веб-дизайну, собственный взгляд на проблему.

Однако, я хотел бы поговорить не о конкретных принципах, а об общей концепции подхода к юзабилити сайтов. Наверняка каждый разработчик старается сделать свою работу как можно лучше. Современные сайты - это работа не одного-двух человек, а результат труда команды специалистов. Каждый профессионал при командной работе бессознательно "тянет одеяло" на себя. Как правило в таких ситуациях мы получаем однобокость в концепции разработки и не слишком достойный результат: если преимущество было за дизайнерами, то тяжелый и чрезмерно загруженный дизайн, если за программистами - сложную логику работы и интерфейс, если за рекламщиком, то сайт, сделанный в рекламном агентстве, которое специализируется на полиграфии и с Интернет-реальностью знакомо слабо. Обычно силой ликвидирующей перегибы является менеджер проекта или представитель заказчика.

И тут я как раз хотел бы сообщить вам главную идею этой статьи: "Независимо от того, что делает для проекта специалист, он должен думать о потребностях и желаниях посетителя сайта. Довольный посетитель - это клиент заказчика сайта, довольный заказчик - повторный клиент компании-разработчика"

Работая над сайтом, девелоперы частенько "закапываются" в собственной работе до такой степени, что потом удивляются собственной невнимательности. Все эти огрехи легко объяснимы, попробуйте сами проверить, обращаете ли вы внимание на текстовый блок, который видите 80-ый раз, проверяя работоспособность соседней ссылки или вид графического элемента в "шапке" сайта.

Для того, чтобы избежать подобных проблем и существует предварительное планирование работ. На стадии планирования и создания технического задания обязательно нужно учесть предпочтения и потребности будущего посетителя.

Я предлагаю действовать в следующей последовательности:

Например, рассмотрим сайт крупной финансовой компании, недавно появившейся на рынке и известной лишь в узких кругах. Одной из наиболее значительных групп посетителей, несомненно, будут представители средств массовой информации. Для данной группы посетителей необходимо обеспечить легкий и понятный доступ к информации о компании и, главное, к материалам для СМИ. В такой ситуации видимо стоит подумать о размещении прямой ссылки с главной страницы на раздел пресс-релизов, создании календаря и архива публикаций, обеспечении легкого доступа к контактной информации PR-службы. Рассмотрев совокупность требований для каждой группы посетителей и произведя их анализ, вы сможете разработать сводный перечень требований к размещению элементов на сайте и порядке их использования.

Конечно же, я привел сильно упрощенный пример рассуждений, но надеюсь, он в полной мере раскрывает суть рекомендаций, изложенных выше. Быть может эти рекомендации для многих покажутся тривиальными, но наличие таким образом полученных требований в техническом задании позволит избежать многих распространенных ошибок.

Hosted by uCoz